Все новости за
 

Энергетикам придется искать 10 трлн рублей на модернизацию

01 марта

Министерство энергетики разрабатывает программу модернизации электроэнергетической отрасли до 2030 года. Как стало известно РБК daily, ее объем оценивается в 10 трлн руб., это в четыре раза меньше планов строительства новых объектов генерации и сетей. Правда, как стимулировать энергетиков вкладывать в модернизацию, чиновники пока не знают, только за счет тарифа реализовать столь масштабную программу невозможно. Выход может быть в принятии механизма возврата инвестиций объектов модернизации, в противном случае цены на электроэнергию для потребителей взлетят кратно.

Необходимость срочно модернизировать российскую электроэнергетику — износ оборудования в которой достигает 70% — стала особенно очевидна после декабрьского ледяного дождя. Именно тогда правительство дало Минэнерго поручение разработать до конца марта программу модернизации электроэнергетики до 2030 года. Через месяц проект будет представлен в правительство.

Как стало известно РБК daily, сейчас она оценивается примерно в 10,5 трлн руб. (предыдущие планы — 4 трлн руб.). Эта сумма рассчитана до 2020 года, рассказали в Энергетическом институте им. Г.М. Кржижановского: 5,5 трлн руб. будет потрачено на новое генерирующее оборудование, еще 5 трлн — на сетевое хозяйство.

Предполагается, что на смену энергорухляди придут новые парогазовые установки (ПГУ) с КПД до 52% (сейчас он не превышает 40%). Расход условного топлива на кВт ч должен снизиться к 2020 году с нынешних 332,7 до 300 г.

Финансирование программы будет происходить из разных источников. Модернизация сетевого комплекса будет осуществляться через RAB-регулирование, финансирование генкомпаний предполагается осуществлять через тариф. Атомная энергетика, возможно, будет частично поддержана из бюджета. Сейчас программа проходит согласование с различными федеральными ведомствами и российскими разработчиками оборудования.

Энергокомпании уже давно говорят об острой необходимости модернизации старой мощности. Новые энергоблоки, вводимые по ДПМ (договорам предоставления мощности), составляют всего 10% от установленного объема мощности всей российской генерации.

«Мы знаем, что в Минэнерго озабочены данной проблемой — министерство поручило провести исследование и разработать соответствующую программу одному из профильных научно-исследовательских институтов, однако результат, с нашей точки зрения, получился нулевой. Связано это с тем, что не были привлечены, как говорится, люди с мест — ведь никто не знает лучше самих «генераторов» состояние своего оборудования», — сказал Денис Федоров, глава «Газпром энергохолдинга» (контролирует «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2, ОГК-6).

«Газпром энергохолдинг» направил в Минэнерго предложение создать рабочую группу из представителей генкомпаний, которой необходимо поручить разработку данной программы. «Мы считаем, что в этом вопросе требуются безотлагательные решения, которые по форме должны быть аналогичны ДПМ, где четко прописаны обязательства и ответственность всех участников рынка», — считает г-н Федоров. В Минэнерго не смогли прокомментировать, в какой стадии находится документ. В ОГК-4, ТГК-2, Enel-ОГК-5, ФСК, Холдинге МРСК отказались от комментариев.
 
Аналитики уверены: 10 трлн руб. — неподъемная сумма для энергетиков. После 2016 года, когда будут полностью реализованы все инвестпроекты в рамках ДПМ, у государства не останется никаких рычагов воздействия на генкомпании, чтобы подвигнуть их на модернизацию мощностей, говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр. «Государству нужно задуматься не только о том, сколько нужно построить и потратить, но и какие экономические стимулы предложить участникам рынка, чтобы программа была реализована», — считает г-н Скляр. 10 трлн руб. до 2020 года — это примерно 1 трлн руб. в год, то есть третья часть всего объема платежей потребителей, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Для реализации такой программы через тариф потребуется его рост более чем на 20%, что невозможно в ситуации ограничения стоимости энергии для конечных потребителей», — считает он.

Для осуществления модернизационной программы необходимо распространить механизм ДПМ на модернизацию, чтобы обеспечить возврат средств. Благо модернизация электростанции занимает год-два в отличие от строительства новой (от полутора до пяти лет).

Чиновники, похоже, понимают, что без стимулов энергетику не поднять. В конце прошлого года вице-премьер Игорь Сечин признал, что правительство рассматривает возможность применить механизм возврата инвестиций в модернизацию объектов электроэнергетики. Также речь велась о запрете на использование изношенного и «морально устаревшего» оборудования. Однако, как признались РБК daily в энергокомпаниях, никаких конкретных шагов в этом направлении пока не сделано.

Источник: РБК daily